RSS | Вход

Виктор Пелевин. Ампир В

Автор: Luden / 31 января 2008 г.

Гибсон и Пелевин - в творчестве близнецы-братья. Нет, на самом деле, нет конечно. Но думая о последней книге Пелевина, я бессознательно сравниваю ее с последним романом Гибсона “Распознавание образов”. И сравнение в очередной раз не в пользу Пелевина. К сожалению…

Виктор Пелевин. Ампир ВГибсон и его “Образы” - это восторг, это интерес и долгое удовольствие-послевкусие. Восторг от находок и фраз. Интерес от сюжета. Удовольствие просто от чтения.

Пелевин и его “Ампиры”: восторга от находок и слоганов и т.п. - еще больше. Но это у него традиционно, не отнять.
От сюжета, особенно вначале, оторваться просто невозможно. Читается как всегда залпом. А вот удовольствие… утекает с каждой новой главой. Очень сложно выразить почему так… Уже на середине книги и какое-то время после испытываешь по меньшей мере недоумение и возникает вопрос “А зачем все это?”. Вот практически ко всем ранним вещам автора таких вопросов не возникает… Для меня они начались с “Generation P”.

Предсказуемо и бесцельно. Практически на ход-два понимаешь сюжетные повороты. Но главное - нет цели. В начале кажется что-то начинает проклевываться на тему бессмысленности существования в качестве паразитов, и намеки на цель в виде упоминания про святых и “высших йогов”, но развития данные идеи не находят. А дальше чисто трилогия “Матрица”… также предсказуемо и также бесцельно. И такой же тупик в конце. Сглаженный, обустроенный, комфортный, но тупик.

Знаю ли я почему так? Для себя да - думаю, что знаю. Ответ простой: отсутствие онтологического дуализма после долгого общения автора с буддизмом. И если в самой буддийской его вещи “Чапаев и Пустота” искания героя и находки автора в данном направлении были свежи и казалось, что да - смысл есть… где-то там посерёдь пустоты, просто ты как читатель пока не дорос до него, до смысла. То в “Ампире”, всю первую половину книги еще надеешься, но уже ничего не кажется…

Автор, если угодно, гений в формате рассказа-повести. В крупных вещах он, с некоторых пор, ставит для себя сверхзадачи. Не надо.

Даже если не брать старые и лучшие вещи автора в данном формате, такие как “Затворник и шестипалый” и “Проблема верволка в средней полосе”, а взять относительно новый “Шлем ужаса”. Снова видим: изумительная небольшая вещь, со своей простой, цельной и оригинально поданной идеей. Непредсказуемо, стилистически выдержанно. Более того, даже прочтя и осмыслив, все равно нет полной уверенности, что понял всю задумку автора. Вроде как понял, а уверенности нет. Хорошо! Много подобного можно найти и в “Ампир’е”, но не самое главное… Так смотришь - и корабль быстрый, и сеть крепка и море глубоко, а рыбы нет.

Резюме
А теперь о главном. Стоит ли читать? Не во всех случаях, но да - стоит. И не только фэнам. Книга в самом деле получилась ровнее последних трех-четырех. Если знакомы с более ранними вещами автора, то даже просто наблюдение за исканиями и развитием по настоящему умного, талантливого писателя, нам как читателям многое может дать. Если нет - рекомендую (обязательно) придти к творчеству Пелевина, но со стороны его рассказов, повестей.

Аннотация
“Юноша становится вампиром, сверхчеловеком, одним из представителей расы, выведшей людей для прокорма как скот. В новой жизни ему предстоит изучить самые важные науки для понимания современного общества: гламур и дискурс, познакомиться с реальным положением вещей в мире.” (от издательства)

Слушать Ампир В (Аудиокнига, mp3)
Купить Ампир В / “Лабиринт”

Теги: , ,

Вне категорий |

Первая персональная библиотека

Комментарии (16) на “Виктор Пелевин. Ампир В”

  1. Параноик

    Я даже дочитать эту книгу не смог, уж очень все падением автора попахивает. Такое ощущение, что книга была написана только для того, чтобы удовлетворить жесткие временные рамки издателя…

  2. фиалка

    а я все прочитала, но честно говоря разочаровалась…

  3. коллекционер

    Считаю, что Пелевин “испортился”. Хотя, возможно, это период творческого поиска. Время покажет..

  4. Шенген

    Испортился однозначно. Он начал раскрываться, но не сделал этого до конца, оставшись на уровне просто интересного писателя.

  5. Наталья

    А мне произведение понравилось. Может быть, и не гениальное, но интересное очень. Читать стоит. И Пелевин не разочаровал: оформил в словах то восприятие мира сегодняшнего, которое ощущается, но никак не формулируется.

  6. Booh

    “Пелевин испортился”! Умники-самородки тоже мне!

  7. Funny

    Мне книга понравилась, хотя и возникает ощущение что автор писал её на последнем издыхании…. Советую прочитать.

  8. Дрочер

    Да все понятно с этой рецензией и мнениями!
    Я тоже, когда дочитал, прибывал в депресняке сутки, ночь не спал - жуть, это ж надо, девочке голову отрезали, СУКИ! А если по делу, то конец тут совсем не связан с очередным уходом от дуализма. Эта книга больше жесткая сатира, чем новый коан! И сильнее она тем, что здесь просто НЕТ ХАППИ ЭНДА, который мы все так подсознательно ждали! И не оторвал главный герой себе и подружке эти гадкие языки и не послал всех нах: Чапай идет на дно, - не правильно, не правильно, кончается кино!!! И не надо в этом винить Пелевина, просто лучше не передать читателю свое отвращение к потребительской культуре с женщинами, которые так и не кончат по настоящему. Всех героев в Бобруйск и баста!

  9. Дрочер

    Пардон, случайно отправил неполный текст, вот актуальный…

    Я тоже, когда дочитал, прибывал в депресняке сутки, ночь не спал - жуть, это ж надо, девочке голову отрезали, СУКИ! А если по делу, то конец тут совсем не связан с очередным уходом от дуализма. Эта книга больше жесткая сатира, чем новый коан! И сильнее она тем, что здесь просто НЕТ ХАППИ ЭНДА, который мы все так подсознательно ждали! И не оторвал главный герой себе и подружке эти гадкие языки и не послал всех нах: Чапай идет на дно, - не правильно, не правильно, кончается кино!!! И не надо в этом винить Пелевина, просто лучше было не передать читателю свое отвращение к потребительской культуре с женщинами, которые не кончают по настоящему. Когда после прочтения проходит обида на такой конец и ощущение тупика, то понимаешь, что сам главный герой с самого начала был показан начинающим моральным уродом, ничего не видящим, кроме “Вершины Фудзи”. Все его флуктуации о боге - лишь мещанский комплекс, который он благополучно преодолел, так что всех героев в Бобруйск и баста!
    ЗЫ: а вот девочку все таки жалко… Это книга на самом деле для родителей: оберегайте подростков от дурного влияния!

  10. не блондинка

    А мне очень даже понравилось! сюжет занимательный, но разве дело в этом???? Люблю просто ЧИТАТЬ Пелевина! мозг работать начинает, когда его читаешь!!! Жесткая пародия на современность, точные характеристики эпохи!!! В этом и Пелевин!

  11. Sergius

    Вершина Фудзи — совсем не то, что думаешь о ней в детстве. Это не волшебный солнечный мир, где среди огромных стеблей травы сидят кузнечики и улыбаются улитки. На вершине Фудзи темно и холодно, одиноко и пустынно. И это хорошо, ибо в пустоте и прохладе отдыхает душа, а тот, кому случается добраться до самого верха, невыносимо устает от дороги. И он уже не похож на начинавшего путь…

    Может автор просто ушел вперёд, а отставшие его перестали понимать? :)

  12. Luden

    to Sergius
    Ушёл, но не весь. :-)

    На самом деле красивых и задумчивых мест у Пелевина как было много так и осталось. А вот главных идей, морализации, если угодно, я в последних романах найти не смог. Вижу в основном стиль ради стиля. Иначе говоря раньше автор работал по принципу “Можешь не писать - не пиши”. А сейчас не так…

  13. Sergius

    Мне кажется, основная ценность работ Пелевина не идеи и морализация. Все основные идеи были озвучены задолго до нас:) А то, как он их доносит до читателя. Заставляет ощутить невысказываемое. Каждое произведение по своему выдергивает из обыденной реальности и позволяет посмотреть на неё со стороны..

  14. lokki

    Видимо, читал Пелевина только Сергиус. Чего тогда другие-то комментируют? Какое “падение автора”?Блин, дайте яду.Талант, оказывается, нужен не только для написания. Читательских удач, друзья мои!

  15. Fin4

    По-моему, это одно из лучших его произведений. Просто супер! Я слушал в аудиоформате - реализация на 1000% всем советую аудиокнигу.

  16. Lokki

    Да, наверное самое обидное поджидает в финале. Если в “Чапаеве” у читателя остается ощущение, что смысл есть просто ты еще неспособен до него добраться, то в “Ампире” все мы знаем что. Не понимаю, почему кому-то жалко Геру. Классическая Пелевинская коза. Мелочная, хитрая, неискренняя и жестокая. А все прокатывает, потому что морда с банками цвета “зеленой непостижимости”.Что касается взлетов и падений автора, то говорить о каких линейных процессах в его творчестве неверно. Когда всех имеющихся индивидуалистов прессовала машина СССРа, Пелевин отражал именно ето.( Вспомните предложения из самой ранней “Ники”) Когда стал ощутимо сквозить ветер свободы, Пелевин схватил буддизм и удволитворил подребности целого слоя населения. Когда на смену высшим знаниям ничего не пришло, он нашел магию в числах (”ДПП из НН.Мощь Великого”)Потом стало модно быть выше всего вообще. Мало просто бабла - сверхчеловеков захотелось. Ну и вот. Может он специально оставил нас без смысла. Нет его. Вот сейчас “Т” этот… Журналистику полностью вытеснил пиар, причем черный; нам всем нужна эклектика в каком-то немыслимом выражении, и постмодернизмом уже никого не удивишь. И Пелевин пишет “Т”. Переплевывает сам себя, аж голова кружится. Вывод - он чувствует невидимые глобальные процессы в кровушках и головах. Меняется это подземное течение, вот и смысла может стать меньше.Но мне книга очень понравилась. Особенно про “и пусть полюса были фальшивыми, но искра между ними была настоящей…”


Добавить комментарий

Антиспам* (введите только нижние символы)

Внимание: все комментарии модерируются. Спам будет удаляться.